Берет - головной убор Израильской Армии

Берет — это основной головной убор в Армии Обороны Израиля.

Одной из особенностей ЦАХАЛа, которая сразу бросается в глаза стороннему наблюдателю — является “поголовное” ношение беретов при парадно-повседневной форме одежды. Действительно, в Армии Обороны Израиля фуражки носят лишь военнослужащие военных оркестров, военной полиции при исполнении служебного задания и дисциплинарные прапорщики на торжественных мероприятиях (существуют также фуражки парадной формы для солдат ВВС и ВМФ, но они используются крайне редко). Все остальные израильские солдаты с парадной формой “алеф” носят берет (כומתה” — “кумта”, ивр.). Как же ЦАХАЛ пришёл к такой ситуации?

Берет - это основной головной убор в Армии Обороны Израиля.

Швейцарский гвардеец в Ватикане на гравюре XVII века

История берета как уставного армейского головного убора — относительно нова, и начинается в Европе XVI…XVII века. Впервые этот головной убор стали носить шотландские гвардейцы, поскольку вязанный берет являлся традиционным мужским головным убором в Шотландии того времени.

 Примерно в тот же период берет стал украшать головы различных нерегулярных вооружённых формирований в Испании, Италии и Франции. Очевидно, эта мода была заимствована у воинственных басков (в частности, “берет” по-итальянски так и называется — “basco”). Достоверные данные об уставном ношении беретов существуют в плане снаряжения швейцарцев из Папской Гвардии Ватикана — несмотря на недоказанность причастности Микеланджело к созданию их костюмов, факт остаётся фактом: берет как элемент формы гвардейцев присутствует уже на гравюрах XVII века.

 Кроме узнаваемого и запоминающегося внешнего вида, использование берета может быть обусловлено тем, что поверх него можно быстро надеть специальный шлем “морион”, который входит в комплект защитного снаряжения папских гвардейцев (свойство берета выполнять роль подшлемника будет использована три столетия спустя).

Дальнейший скачок в интеграции берета как армейского головного убора сделала Первая Мировая Война. Стремительное изменение концепции военных действий заставили европейский генералитет поменять сложившиеся представления о том, какой должна быть форменная одежда военнослужащего. Вместо представительности на первое место вышла практичность. В частности это касалось личного состава новейших родов войск — авиации и танковых войск. И если пилоты ВВС быстро перешли на “пилотские шляпы” (в просторечии — “пилотки”), то британские танкисты вспомнили о беретах, как об удобных и практичных головных уборах (в Великобритании береты носили шотландские пастухи). По легенде, чёрные береты французских Альпийских егерей увидели командующие Британского Танкового Корпуса в Бермикуте, которые как раз обсуждали вопрос о необходимости замены форменного головного убора для личного состава Батальона.

 

Берет - это основной головной убор в Армии Обороны Израиля.

Берет Альпийских стрелков

Совершенно очевидно было, что использовать жёсткую фуражку танкисту невозможно: она занимала слишком много места (которого в танке и без того мало), кроме того — ломалась при ударах о внутренние переборки, а после одного-двух дней работ по обслуживанию “сухопутного броненосца” покрывалась масляными пятнами и разводами. Берет же неплохо согревал голову танкиста в ненастную погоду; плотно сидел на голове; не боялся никаких внешних воздействий, кроме того — в случае необходимости каску можно было надевать прямо поверх него. Чёрный цвет берета сохранял опрятный внешний вид даже после нескольких часов работ по техническому обслуживанию, поскольку на чёрном сукне пятна масла и сажи были просто незаметны.

Таким образом, к 1924 году чёрный берет был официально введён в форму бойцов Британского Королевского Танкового Корпуса. Это, как ни странно, и было первым шагом к последующему введению берета в форму  ЦАХАЛ, поскольку в те времена территория нынешнего Израиля являлась подмандатной частью Британской Короны… Еврейские добровольцы (Еврейский Легион), составившие в последствии, костяк созданной Армии Обороны Израиля — принимали активнейшее участие в боях на стороне Британской Короны, и к этому моменту мы ещё вернёмся позже.

Первый краповый берет

Фредерик Браунинг — первый Командующий Первой британской воздушно-десантной дивизией

К 1940-у году чёрный берет уже был принят всеми английскими танкистами, а с началом Второй Мировой войны берет продолжил свой боевой путь и в других подразделениях. Очередной новинкой военной сферы стали воздушно-десантные войска. Специфика задач этих подразделений и высочайшие личные качества их бойцов требовали внешнего выражения. В 1942 году командующий Первой британской воздушно-десантной дивизией генерал-лейтенант Фредерик  Браунинг (по легенде, под влиянием своей жены, писательницы Дафны дю Морье), ввёл для своей дивизии береты тёмно-бордового цвета. Цвет беретов английских десантников подчёркивал ежедневную смертельную опасность и тяжёлые кровавые бои, а также несгибаемость боевого духа бойцов перед лицом верной гибели. Этот символ впоследствии прочно свяжется с форменной одеждой специальных подразделений всего мира. Одновременно с этим, береты для своих бойцов стали вводить и другие спецподразделения. в частности — SAS, воевавшие в пустыне против армий Роммеля — надевали песочно-рыжие береты; морские диверсанты выбрали “цвет морской волны”…

Провозглашённое в 1948 году Еврейское Государство Израиль было вынуждено в день своего рождения начать кровопролитную Войну за Независимость. Армия молодого государства формировалась буквально на ходу: на фронт плечом к плечу шли бывшие бойцы отрядов еврейской самообороны, ветераны Второй Мировой и примкнувшие к ним добровольцы из числа родившихся уже на Святой Земле детей репатриантов первой волны. Никакой возможности единообразно снабдить своё ополчение Израиль не имел — все воевали в том, что было. Поэтому на фотографиях того времени легко встретить рядом бойцов в кепи, фуражках, арабских платках, панамах и пр. Однако наибольший “шик”, безусловно представляли бородатые бойцы, одетые в британское хаки и в лихо заломленных на сторону беретах.

 

evrejskaja samooborona

Бойцы еврейского отряда самообороны

Единый образец военной формы был утверждён уже после окончания Войны за Независимость. Самым простым головным убором стали (аналогичные по покрою британским) шерстяные береты цвета хаки, чёрные береты получили танкисты и артиллеристы, военнослужащие ВВС получили серые береты — они были почти столь же практичны для технического персонала, как чёрные.

В 1951 году бойцы пограничной полиции МАГАВ — получили зелёные береты, поскольку охраняли т.н. “Зелёную линию” прекращения огня, ставшую итогом победы в Войне за Независимость.

pogranichnik

Военнослужащий пограничной полиции (МАГАВ), 1950-е годы

В 1952 году была проведена реформа, и уставными головными уборами для полевой формы стали кепи и панамы, как наиболее актуальные под израильским солнцепёком, для парадно-выходной формы были установлены фуражки. Исключение составили артиллеристы и танкисты, которые за время боёв успели по достоинству оценить удобство беретов, а также сделать чёрные береты символом престижа своих родов войск. Дело дошло до того, когда бывший в то время Начальником Генштаба генерал Маклеф утвердил фуражки как единственный головной убор бойцов Цахал, все без исключения офицеры-артиллеристы отказались сменить чёрный берет на фуражку. Старший офицер артиллерии Шалом Блюм получил от Генштаба строгий выговор, однако береты артиллеристам было решено оставить.

Вскоре своё право носить “краповые” береты получили израильские десантники. После победы в Шестидневной войне, где бригада Цанханим понесла самые тяжёлые потери, бойцы-парашютисты пополнили всемирный список спецподразделений, носящих береты цвета крови.

1968 год выдался очень тяжёлым для ВМФ Израиля. Потеря эсминца Эйлат и подводной лодки Дакар повергли в траур всю страну и нанесли тяжелейший урон имиджу израильских моряков. Командующий ВМС Авраам Ботцер предложил ввести береты тёмно-голубого цвета для рядового и младшего начальствующего состава. Его преемник, Зеев Альмог укрепил традицию, тем более, что для постоянного ношения береты подходили рядовым морякам как нельзя лучше по своим эксплуатационным характеристикам (в том числе — предохраняли голову от ушибов при ударе о переборки). Ношение фуражек американского образца осталось прерогативой офицеров и старшин-сверхсрочников.

 

Моше Даян

Генерал Моше Даян во время Синайской кампании

В 1974 году новый Начальник Генштаба, легендарный и отважный Моти Гур, не понаслышке знакомый со всеми тяготами и лишениями армейской службы, разрешил вне строя носить берет не на голове, а под клапаном левого фальшпогона.

Следующими в очереди “именных беретов” стали бойцы бригады Голани — одной из первых регулярных пехотных бригад Израильской Армии. В 1976 году бойцы Голани совместно с десантниками провели молниеносную и вошедшую в учебники для спецназа всего мира операцию “Шаровая молния” по освобождению израильских заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде. За вклад своих бойцов в успех операции, бригаде был присвоен почётный берет коричневого цвета, символизирующий нерушимую связь с землёй Израиля.

krapovyj_beret

Алый берет бойца бригады Цанханим (Бригада Парашютистов) под клапаном левого фальшпогона

Новый начальник Генштаба, генерал-лейтенант Рафаэль Эйтан отменяет разрешение носить берет под погоном, однако привычка и удобство оказались сильнее: вне строя солдаты продолжали носить берет на плече, за что регулярно получали взыскания. Окончательно разрешил этот вопрос только тринадцатый “Раматкаль” (аббревиатура от “рош аматэ аклали” — “начальник Генерального штаба” — ивр.) Дан Шомрон в 1987 году. Возвращённое им разрешение носить берет под левым погоном действует по сей день. Тем же приказом было регламентировано, как именно должен носиться берет на плече: только под левым фальшпогоном, сложенный пополам, открытой частью наружу, кокарда должна быть чётко различима. Тогда же принято решение отказаться от беретов, сшитых из нескольких частей, цельно-шерстяные формованные береты были практичней для ежедневной носки, долговечней, лучше держали форму; отсутствие подкладки одновременно удешевляло пошив и улучшало внешний вид.

izrailskaja_armija

Израильская Армия, боец бригады «Гивати»

В 1983 году была воссоздана расформированная в 1956 году 84-я регулярная пехотная бригада Гивати. По легенде, первый командир возрождённой Гивати Йеhуда Дувдевани спросил свою дочь Михаль, какой уникальный цвет выбрать ему для своей бригады. Дочь ответила, что больше всего любит фиолетовый цвет. Фиолетово-белым стал флаг бригады, а в 1986 году на праздновании Дня Независимости бойцы Гивати получили фиолетовые береты, действительно не имеющие аналогов в мире.

В том же году береты уникального цвета получили военные инженеры (до этого носившие чёрные береты). Существует легенда, что незадолго до ухода с должности, командующий Инженерными войсками Авишай Кац решил повысить престиж этого рода войск. Ему вспомнился прочитанный в детстве роман “Копи Царя Соломона”,  в котором упоминалось “серебряное племя” отважных и добрых воинов. Кац предложил заказать для военных инженеров береты, прошитые серебристой нитью, однако стоимость таких беретов была несоразмерно высока, и выбор был остановлен на светло-серых беретах, названных “серебряными”. С тех пор гимн “Хандаса Кравит” (“Боевая инженерия” — ивр.)  начинается словами “Серебро — наш цвет”.

 

В 1989 году собственный берет получила пехотная бригада “Нахаль”, сформированная в 1982 году. Созданная изначально как военизированная организация сражающихся молодых крестьян, во времена Первой Ливанской войны она была преобразована в мотопехотную бригаду. Салатовый цвет беретов олицетворял исторический замысел создания организации воюющих тружеников сельского хозяйства. Такой же берет получили военнослужащие “Нэцах Йеhуда” — подразделения религиозных бойцов Цахал.

oranzhevye_berety

Бойцы Пикуд аОреф (Войск тыла)

По окончании Войны в Персидском Заливе, во время которой бомбардировкам иракскими ракетами подверглась практически вся территория Израиля, было создано Командование Тылом, объединившее в себе все части израильской Гражданской Обороны. Международными символами аварийно-спасательных подразделений и подразделений Гражданской Обороны, в соответствии с Женевской Конвенцией от 1949 года был синий треугольник в оранжевом круге, и бойцы-спасатели “Пикуд аОреф” (“Управление Тыла” — ивр.) получили оранжевые береты и кокарду с треугольником-пирамидой и мечом.

Военнослужащие военной полиции, носившие при исполнении обязанностей фуражки белого цвета и белую нарукавную повязку, получили синий берет в 1998 году. Новая форма с синим беретом и красно-синим аксельбантом поднимала престиж военной полиции.

Одним из элементов армейской реформы, проведённой 16-м Начальником Генштаба Шаулем Мофазом, стало разделение артиллерийских и танковых беретов. Вообще, число солдат, носящих чёрные береты к тому времени было крайне велико — помимо танкистов их носили инструктора общевойсковых КМБ, связисты, солдаты логистики, службы вооружений и т.д. По заявлением танкистов, это снижало престиж уважаемого в своё время чёрного берета. Когда специалисты из привлечённых рекламных фирм порекомендовали танкистам обзавестись беретами жёлтого цвета, ответом ветеранов бронетанковых войск были потоки ненависти и презрения. Чёрный берет было решено оставить, артиллеристам выдать береты бирюзового цвета, а прочим, “непричастным” — носить “кумтат бакум” (“берет призывной базы” — ивр.. Берет цвета хаки получают все бойцы-пехотинцы на призывном пункте, впоследствии, при поступлении на службу в “именные бригады” берет меняется на цветной). Церемония вручения бирюзовых беретов высшим офицерам-артиллеристам состоялась 11 апреля 2000 года в музее артиллерии “Бэйт аТотхан”.

 

Вручение берета "Модиин садэ"

Вручение зелёного берета войск Полевой разведки («Модиин садэ»)

Ещё одним уникальным беретом 2000-го года стал зелёный берет вновь созданного корпуса Полевой Разведки. До этого времени подразделения такого рода были разрозненны и входили в состав военных округов или мотопехотных бригад. В рамках реорганизации все подразделения были сведены в унифицированный корпус, получив зелёные береты (очевидно — по аналогии с американскими Green Berets) с кокардой, на которой изображён меч и бинокль.

В 2006 году самый новый в ЦАХАЛе, пятнисто-камуфлированный берет получили бойцы “именной” мотопехотной бригады Кфир (“молодой лев” — ивр.), созданной в 2003 году из мотопехотных подразделений военных округов . Бригада Кфир является на сегодняшний день самой молодой из регулярных пехотных соединений. Камуфлированная раскраска была выбрана чтобы подчеркнуть оперативный характер деятельности бригады, являющейся на сегодняшний день самой многочисленной среди регулярных пехотных бригад Армии обороны Израиля.

Традиция ношения берета солдатами Армии Обороны Израиля — по своему уникальна, и имеет некоторые, весьма существенные отличия в разных подразделениях. Если среди солдат тыловых частей и подразделений берет, полученный на призывном пункте (серый в ВВС, тёмно-голубой — в ВМФ и хаки — во всех прочих родах войск) не является чем-то особенным, то в боевых бригадах и батальонах право на ношение любого элемента форменной одежды (начиная от чехла на циферблат часов и заканчивая, собственно, беретом) — нужно заслужить изнурительными многочасовыми марш-бросками в полной выкладке. В отличие от многих стран мира, где марш-бросок на получение берета заканчивается стрельбами и спаррингом — в израильской армии пехотинец заслуживает свой берет с самым сложным противником — собственной слабостью.

415611-5

Бойцы бригады Гивати на финишной прямой «маса кумта»

После первого, трёхкилометрового марш-броска по пересечённой местности — расстояние в 25…30 километров представляется сущим адом. А уже после 20-километровой “масы” (“маса” — “путешествие” — ивр.) будущая “масат-кумта” (марш-бросок на получение берета) представляется просто фантастически непреодолимой дистанцией. Тем более, что к этому времени боец осваивает свою будущую армейскую специальность, и несёт на себе соответствующее снаряжение — лёгкий или тяжёлый пулемёт, противотанковый гранатомёт, комплект медицинского снаряжения, тяжёлую радиостанцию и т.д. Простые стрелки так же не остаются без нагрузок — они несут на себе 20-литровую ёмкость с водой, ящик с боеприпасами, сложенные носилки… “Добивкой” для молодых бойцов является то, что последнюю четверть или даже треть пути отделение проходит с условно-раненным бойцом на носилках — бойцы ЦАХАЛа не оставляют на поле боя раненных и убитых. Этап пути с носилками на плечах, по общему мнению, является самым сложным отрезком пути. Протяжённость маршрута зависит от принятых в бригаде стандартов и особенностей местности — составляет от 35 (“Кфир”) до 70 (“Цанханим”) и более километров (пехотные спецподразделения). Таким образом, на протяжении полугодовой базовой подготовки каждый боец расширяет представления о собственных возможностях — с одной стороны он ежеминутно видит перед собой командиров, уже прошедших этот путь, с другой — осознаёт видимую ему абсолютную недостижимость данной цели… Ждущий в конце пути заветный берет станет самой заветной целью в его жизни на долгие месяцы, а то и годы.

Поскольку аккуратность внешнего вида является неотъемлемым требованием к новобранцам-пехотинцам, уходу за головным уделяется огромное внимание. Полученный берет замачивается в холодной воде, затем вручную, тщательно освобождается от излишков шерстяного ворса. После этого он аккуратно складывается пополам, поля симметрично и аккуратно складываются в стороны. После этого берет необходимо разгладить, и утюг здесь не подходит (во-первых, из-за негативного воздействия на шерсть, во-вторых — найти утюг посреди пустыни не так-то просто). Берет укладывается между подходящими по размеру тротуарными камнями. Ещё более эффективным способом является укладка берета, вложенного в газету для впитывания влаги и зажатого между двумя досками для ровности — под колесо автомобиля… но для этого необходимо договориться с водителем, а контакты новобранцев с другими срочниками могут тщательно пресекаться.

 

Beni Ganc

Начальник Генерального штаба АОИ Бени Ганц во время полевых учений

 Самым доступным способом является разглаживание берета весом собственного тела — правильно уложенный берет вкладывается в газету и кладётся на скамейку в свободное время днём. Ночью берет подкладывается между матрасом и спальным мешком в районе нижней части спины во время отбоя. Ежедневное повторение таких процедур позволяют придать берету идеально ровную разглаженную форму. Выступившие излишки ворса снимаются мокрой рукой или состригаются машинкой. Менее терпеливые бойцы используют безопасную бритву или лезвие ножа, рискуя проделать в берете дыру. Излишек ворса снимается как с наружной, так и с внутренней стороны берета. После этого к берету крепится кокарда (новобранцы пехотных батальонов получают право носить кокарду пехотинца только после “масат ашбаа” — марш-броска перед присягой).

Распространённым “пижонством” является вставка пуль от 5,56 патронов в свисающие концы стягивающего шнурка, размещение на затылочной части различных значков предыдущих подразделений и тому подобное умышленное нарушение внешнего вида берета. Это придаёт берету элемент “запретного плода”, поскольку подобные нарушения грозят судом у командира подразделения или даже арестом уполномоченными военной полиции.

Самым почётным является ношение как можно более старого берета: берет бережно хранится бойцом и не заменяется на новый до момента, когда из-за изношенности будет обязателен к замене под угрозой суда. Выцветший от солнца, пыли, пороховой гари, вытертый тысячами касаний натруженных рук берет — наглядно показывает тяжесть ратного труда своего хозяина. Особой чести удостаиваются новобранцы, отличившиеся за всё время курса начальной подготовки: они получают береты своих командиров, отдавая им взамен полученные новые. Лучший боец отделения получает берет командира отделения, лучший в роте — берет своего ротного и т.д., до командира учебного курса включительно.

Полученный “именной” берет носится с парадно-повседневной формой одежды “алеф” всегда, и с полевой формой “бэт” в зависимости от уставного порядка . Надевается на голову берет нечасто, поскольку израильский устав разрешает воинское приветствие с непокрытой головой. Обязательно берет надевается на голову на торжественных мероприятиях, кроме того, приравненных к таковым регулярным боевых дежурствах на КПП, блок-постах, патрулях и дежурствах в городе. При этом подавляющее большинство пехотинцев носит берет на голове “домиком”, чтобы подчеркнуть степень симметричности его выделки. Однако официально разрешённым способом является укладка берета на правую сторону.

Береты Цахал

Таблица цветов беретов Армии Обороны Израиля

Таким образом, израильскому пехотинцу по степени символичности берет заменяет все остальные внешние элементы украшения формы, практикуемые в других странах — будь то золотые погоны или вышитые аксельбанты. Ведь в отличие от этих швейных изысков, берет проходит вместе со своим хозяином весь тяжёлый и извилистый путь армейской жизни. Недаром береты отцов, дедов и даже прадедов хранятся в каждом доме как истинная семейная реликвия.

0 комментариев

Оставить комментарий